Храм Воскресения Христова, с. Молочное г. Вологды
Немало времени прошло со дня первого собрания православной общины поселка Молочное. Тогда, в ноябре 1995 года, было решено восстанавливать бывшую часовню разрушенной Воскресенской церкви. И вот сегодня в обновленном здании часовни совершаются богослужения, а перед ее кровлей возвышает символ христианской веры – восьмиконечный крест. День установки креста, 29 сентября 2001 года, вошла в летопись поселка как важная веха, ознаменовавшая начало церковной жизни в Молочном. Отныне местные жители смогут заказывать крещения, отпевания, панихиды, и другие требы, не выезжая в областной центр. Само это событие приурочено к дням, когда Церковь отмечала праздник Воздвижения Креста Господня. И, наверное, неслучайно хмурый с утра день во время совершения молебствтвия вдруг озарился яркими лучами вышедшего из облаков солнца. Светило по-осеннему ласково пригревало собравшихся в продолжение всего торжества, и для верующих это стало добрым знамением. На освещение и установку креста в Молочное приехал благочинный церквей города Вологды протоиерей Валерий Бурков. Он совершил молебен, окропил крест святой водой, после чего все стали свидетелями подъема. Казавшийся громоздким и тяжелым крест под пение молитвы сам по себе вполз по направляющим на кровлю храма. Закрепление его на куполе было делом техники. Все пошло настолько быстро и красиво, как будто накануне была проведена репетиция. Установку производили С.В. Фанин, В.В. Гребнев, В.Н. Калистратов. Хочется поблагодарить всех добровольных помощников, без которых это торжество не смогло бы состояться. 12 декабря в здании восстановленной в 2000 году бывшей церковной просфорной по ул. Советской, д. 9 состоялся первый водосвятный молебен и собрание прихода православной религиозной организации поселка Молочное «Храм Воскресения Христова». Молебен и собрание проводил клирик кафедрального собора г. Вологды протоиерей Николай Васильев. В небольшом помещении собралось много народа, около 50 человек. Люди пришли с верою и с радостью поучаствовать в этом событии, помолиться, взять святой воды. На собрании было принято решение использовать здание просфорной для торговли церковной утварью (свечами, иконами, книгами, крестами и т.п.) Приходское собрание благодарит всех лиц и организации, оказавших безвозмездную материальную поддержку в восстановительных работах: ВГМХА, ГУСП УОМЗ «Молочное», УОМЗ, Государственный центр агрохимической службы, магазин «Дуэт», «Энергосеть», «Вологдаоблкоммунэнерго», «Вологдагоргаз», АООТ «Вологдагаз», «Вологдагортеплосеть», ООО «Магма-КС», много частных лиц поселка и города. В Клировой ведомости Воскресенской Ракулевской церкви Вологодского уезда сказано, что церковь построена неизвестно кем и в каком году. Хотя есть сведения о том, что в 1676 году Воскресенская церковь существовала. Здание каменное, с той же колокольнею. Церковь крепка, покрыта железом. В церкви три престола: — во имя Воскресения Христова; — всех святых; — Великомученика Димитрия Солунского. Утвари достаточно. Земля обрабатывается хозяйственным способом. В церковной библиотеке 258 томов. При церкви находился дом священника, церковная сторожка, амбар, дровяник, церковно-приходская школа. К Воскресенской Ракулевской церкви приписана часовня в деревне Раскопино во имя Успения Божией Матери. Часовня сооружена в 1897 году. Сейчас уже трудно представить себе, что в начале 20 века здесь процветала церковная жизнь: на месте дома возвышался храм, при нем было кладбище, работала приходская школа, а в маленьком строении пеклись просфоры. Люди старшего поколения скажут: как же помню, тут стоял «кумпол», в нем была столовая. Старожилы назовут и имя церкви – Воскресение. Но мало кто знает, что история этого храма, уничтоженного в годы хрущевских гонений на Православие, имеет ряд интересных и поучительных страниц. Начало Воскресенского Ракулевского прихода уходит в глубокую древность. Сохранилось известие о том, что в 1676 году вологодский архиерей даровал Воскресенской церкви новый антиминс (богослужебный предмет) взамен обветшавшего. Существование прихода было связано с дворянским родом Засецких, многие представители которого проживали в Вологде и Вологодском уезде. Вологодская ветвь Засецких владела несколькими поместьями, одно из которых Фоминское, впоследствии превратилось в поселок Молочное. При Фоминском и находилась и Воскресенская церковь. Засецкие были высококультурными людьми, среди них известные ученые, краеведы, офицеры. Они являлись благотворителями этой церкви и находили последнее упокоение на погосте при ней. На церковном кладбище была погребена и местная помещица Дружинина. Можно предполагать, что дворяне Дружинины также были жертвователями на храм. В самом конце XIX века судьба прихода оказалась связанной с семейством Буманов. Выходцы из Германской Голштинии, супруги Фридрих-Феодор и Ида-Лидия Буманы были специалистами в области производства усовершенствованных молочных продуктов. В 1871 году они поселились в Вологодском уезде и вскоре основали масляный завод в своем имении в селе Фоминском. Будучи православными христианами, они стали попечителями Воскресенского храма. Купец 2-й гильдии Феодор Буман до самой своей смерти в 1914 году был бессменным старостой Воскресенской церкви. Он очень много жертвовал на храм и на церковно-приходскую школу. За свои труды по благоукрашению храма он был удостоен в 1909 году золотой на Аннинской ленте медали с надписью «За усердие». В 1911 году министерство земледелия России для организации учебного хозяйства при созданном в том же году Вологодском молочно-хозяйственном институте купило у Ф. Баумана имение площадью 520 десятин со всем имуществом. Так история прихода соприкоснулась с историей молочной академии. В 50-е годы в обезглавленном и обесчещенном храме располагалась столовая, точнее, забегаловка, где, оскверняя святыню, распивали спиртное. После 1962 года храм был окончательно разрушен. Надо сказать, что в 1905 году рядом с храмом была возведена часовня в честь Успения Божией матери и в память священного коронования Императора Николая II. Эта часовня сохранилась и в настоящее время (еще не очень давно в ней располагалась ветлечебница). Однажды довелось услышать любопытную легенду о ней. В 40-е годы там жила семья. Как-то хозяин квартиры решил сделать погреб и, подняв пол, обнаружил склеп, в котором находились три гроба. Вскрыли первый гроб – и обомлели: в нем лежала девушка с длинной косой до пят. В других гробах находились останки мужчины и женщины. Если эта история правдива, то можно предположить, что в часовне было фамильное захоронение, скорее всего, Засецких. Однако заметим, что часовня вовсе не похожа на погребальное сооружение. Говоря о прошлом любого храма, нельзя обойти вниманием священнослужителей. Священник Алексей Александрович Ивановский, 1870 г.р., учился в Вологодской духовной семинарии, Окончил курсы с аттестатом 1 разряда в 1892 году. С 1892 г. по 1894 г. служил дьяконом при покровской Углецкой Церкви Грязовецкого уезда. Он был возведен в сан иерея к Воскресенской Ракулевской церкви в 1894 году, и прослужил в ней до ее закрытия в 1929 году. Он был заведующим и законоучителем церковной школы. Отец Алексий отличался особой ревностью к делу ведения занятий в церковно-приходской школе, за что был отмечен Епархиальным Училищным Советом. Отец Алексий в 1901 году награжден скуфьей, в1913 г.- камилавкою, в1896 г – набедренником. А в 1897 году темно-бронзовая медаль на ленте государственной дарована ему за труды по всеобщей переписи населения. В 1914 году Ивановский становится кандидатом в депутаты по следственным делам. Жена его Мария Александровна, 1868 г.р., была всегда помощницей и советчицей. Дети пошли по стопам отца. Сын Александр, 1895 г.р. и сын Виктор, 1902 г.р., обучались в семинарии; дочери Наталья, 1900 г.р., и Нина, 1906 г.р., — в Епархиальном училище; сын Николай, 1904 г.р., — в Духовном училище; дочери Ольга и Елена,1897 г.р., и София, 1911 г.р. – при отце. Удалось разыскать родственников священника Ивановского. Это дети его сына Виктора. Они проживают в п. Молочное. Внучки: Ильинская Татьяна Викторовна, Попова Наталья Викторовна. Внук Игорь, 1927 г.р., уже умер, но его жена Маргарита Александровна Ивановская рассказала о том, что трагичной оказалась судьба священника Ивановского Алексея Александровича. 24 июня 1929 г. он был арестован органами ОГПУ и приговорен к 3-м годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Подробности она не знает, запрещено было говорить о нем, даже произносить его имя. После репрессий отец Алексий возвратился домой и до конца своих дней жил при церкви в д. Выгалово (Ильинская Выголовская церковь).Здесь и умер, похоронен на кладбище, где находилась эта церковь. В 1911 – 1914 гг. псаломщиком Воскресенской Ракулевской церкви состоял Николай Иванович Смирнов, 1890 г.р. Участвовал в походах против немцев и австрийцев. Жена – Пелагея Григорьевна, 1881г.р. Было у них две дочери: Зоя (8 лет) и Вера (5 лет) при отце. Церковным старостой с 1914 г. был Алексей Александрович Марышев, 1868 г.р. Сам из крестьян, холост. При церкви жили: — псаломщическая вдова, Елена Алексеевна Талицына, 1858 г.р.; — пономарская дочь Лидия Ивановна Воскресенская, 1871 г.р., имеет домашнее образование, девица; — священническая вдова Ольга Николаевна Белова, 1848 г.р., духовного звания. Кроме церковно-приходской школы в 1912 г. здесь была открыта земская Школа, в которой обучалось 27 мальчиков, 15 девочек, и в 1913 г. при институте открылась школа молочного хозяйства, где обучалось 9 мальчиков и 14 девочек. Законоучителем во всех школах был Ивановский Алексей, а его дочь Елена – учительницей. Кроме них преподавала Клавдия Васильевна Сижоломская, 1880 г.р., дочь диакона, девица. Окончила Вологодское епархиальное училище. Приход Ракулевской Воскресенской Церкви был очень большим. В него входили села: Марфино, Андреевское, Фоминское, Ильинское, Агафоново-Зарецкое и 19 деревень. В 1785 г. Марфино принадлежало двум владельцам: бригадиру флота капитану Афанасию Тимофеевичу Поливанову и вдове Марье Степановне Болеутовой, Ильинское принадлежало поручику Василию Львовичу Баршеву, Фоминское – Михаилу Петровичу Засецкому. В настоящее время на этом месте началось возрождение православного прихода. Зарегистрирована община, которая ведет реставрационно-ремонтные работы на зданиях часовни и просфорной. Знаменательное событие для православных христиан поселка Молочное произошло в солнечный воскресный день 9 марта 2003 года. Долгожданное освящение храма Воскресения Христова состоялось. Сам храм, когда-то бывший часовней, хорошо известен жителям поселка. Это одно из двух строений, сохранившихся от церковного ансамбля. В советское время часовня находилась в запустении использовалась не по назначению. В последние годы силами жителей поселка часовня была восстановлена. Особая заслуга в этом принадлежит С.Н. Чешкову, С.Н. Разумовскому и Г.Г. Куприяновой, начинавшим восстановительные работы. Сегодня храм Воскресения Христова является духовным украшением поселка. После освящения, которое провел епископ Вологодский Великоустюжский Максимилиан, храм в полном смысле слова «обновился» и получил второе рождение, об этом свидетельствуют прихожане. Владыка Максимилиан поздравил прихожан с началом Великого Поста и напомнил, что храм создан для сердечной молитвы Богу, призвав всех к ее совершению. Вместе с владыкой освящение храма производили благочинный г. Вологды протоиерей Валерий Бурков, наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Дионисий, настоятель храма Покрова-на-Торгу иерей Алексий Сорокин и, конечно, иерей Владимир Богданчиков, недавно начавший свое служение в Молочном. В этот воскресный день в поселке служилась первая Божественная литургия за последние 70 лет! Служба проходила при открытых дверях храма, так как верующих было много, люди молились, стоя на улице. Среди прихожан были люди всех возрастов: взрослые, молодежь, пенсионеры и даже дети, последние причащались из рук владыки Максимилиана. Разделить торжество вместе с верующими пришли начальник Управления администрации г. Вологды по поселку А.В. Круглов, ректор академии В.Н. Острецов, директор УОМЗ С.В. Молотов, депутат Законодательного Собрания Н.Н. Шохин. Праздник завершился вечерним богослужением, после которого настоятель храма о. Владимир благословил всех на прохождение Великого Поста. С помощью профессионального историка из Вологды Александра Васильевича Мухина удалось узнать, что большинство местных деревень находились в приходе Воскресенской Ракулевской церкви, одной из древнейших церквей в округе. Ниже по течению реки Вологды была еще одна Ракулевская – Введенская церковь, невдалеке от поселка Майский (ранее — Барское). Профессор Юлия Ивановна Чайкина, исследовавшая вопросы топонимики, писала, что ракулы или рокулы – название одного из племен, обитавших на территории нашего края. Эти племена селились по берегам рек, отсюда такое наименование церквей, скорее всего оно сохранилось с IX – XI вв.
E-mail: iereyoleg.70@mail.ru
Сайт: http://molohnoe.cerkov.ru
Группа ВК: https://vk.com/public114681491