Храм св. Антипы г. Вологда
В глубине Заречной части Вологды расположена Антипиевская церковь (ныне переулок Чернышевского, 10). В мае 1772 года после разразившейся в России эпидемии чумы Сенат издал указ «Об учреждении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажен». В целях недопущения распространения болезней запрещалось дальнейшее использование кладбищ, расположенных непосредственно в городах. В связи с этим были устроены кладбища за пределами территории Вологды, в том числе кладбище в Заречной части. Для отправления богослужения на этом кладбище в 1777 году и была возведена церковь, которую А. А. Засецкий описывает так: «Церковь на общем городовом кладбище для посадов другия стороны реки, во имя священномученика Антипы» (Засецкий, 1780, с. 80). Церковь еще называли Воскресенско-Антипиевской, так как главным был престол в честь Воскресения Христова, а придел был освящен во имя священномученика Антипы Пергамского в трапезной, с левой стороны.
В начале XIX века жилые дома вплотную приблизились к кладбищу, что послужило поводом к его закрытию. Для жителей Заречья было обустроено новое место для захоронений, получившее название Введенского кладбища, а Антипиевский храм в 1819 году стал приходским, что потребовало его переустройства. Изначально задумывавшийся как кладбищенский, он был небольшим. Несмотря на то, что приход находился на окраине города, в храме было тесно, особенно в праздничные дни. В связи с этим ле¬том 1847 года была произведена его реконструкция: «зимняя тесная церковь с колокольней была разобра¬на до основания и в течение одного лета... в пространном и лучшем виде вновь воздвигнута с устроением в ней двух приделов: в честь Казанской иконы Божией Матери по правую и священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, по левую сторону. Вместо обветшавшего иконостаса в оба придела сделаны новые чистой хорошей работы иконостасы». Произведенные работы были «делом особенного усердия и деятельности церковного старосты, вологодского мещанина Василия Маталындина». Освящение церкви проводил преосвященный Евлампий, епископ Вологодский и Устюжский (Освящение храма..., 1847). Известный искусствовед Г. К. Лукомский описал ар-хитектурные особенности церкви очень скупо: «Ампирная круглая колокольня поставлена на четверик, украшенный декоративными арочками. Купол над церковью сферический» (Лукомский, 1914, с. 222).
Летом 1867 года церковь расписали: «В теплом храме производились стенные малярные работы, за исправностью коих наблюдал академик Платон Семёнович Тюрин, и сверх сего сам он, господин Тю¬рин, безмездно написал над западными дверьми по штукатурке под скульптуру изображение Царя Славы, несомого Серафимом. Труд г. Тюрина на пользу церкви стоит не менее 150 руб. ...Его преосвященство ...резолюцию дал таковую: "Господину] академику Тюрину за пожертвование им своим дорогим временем и трудом в пользу церкви Божией объявить мою душевную благодарность с призванием на него благословения Божия"» (Разные известия..., 1868, с.3). К сожалению, роспись до настоящего времени не сохранилась.
Согласно летописи Антипиевской церкви, в конце 1860-х годов ее прихожанами были «большею частию мещане, затем по численности населения стоят чиновники и нижние отставные военные чины... Прихожане большею частию занимаются работою на дому. Преобладающие ремесла большей части малосостоятельных прихожан суть: башмачное, сапожное, столярное и производство гильз, употребляемых при курении табаку. Затем многие лица женского пола занимаются плетением кружев и портным мастерством» (Старая Вологда..., 2004, с.409).
Большая колокольня Антипиевской церкви была видна издалека. По воспоминаниям священника А.А.Скворцова, возглавившего приход в 1892 году, численность прихожан к концу XIX века возросла настолько, что церковь с трудом вмещала желающих помолиться: «Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий Церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благочестивый обычай в трудных и радостных обстоятельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покровителю храма священномученику Антипе)... Отрадны эти явления в жизни приходских людей, жаль лишь одного: храм наш, разделенный на теплый (зимний) и летний (холодный), когда богослужение совершается в одной половине, тесен и малопоместителен, в зимнюю пору, не только в дни великих или храмовых праздников, но и в обычные воскресные дни, с трудом вмещает желающих помолиться...» (Старая Вологда..., 2004, с.5409-410). Это обстоятельство, скорее всего, и стало причиной объединения в 1895 году помещений теплого и холодного храмов.
К началу XX века в церкви было три престола: во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского (главный), Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери.
В 1930 году Антипиевская церковь была закрыта. Храм и колокольня были лишены крестов и завершений. Несколько икон из церкви были переда¬ны в музей. Здание использовалось для различных целей: как склад военного ведомства, мастерские и даже гараж машин скорой помощи (Спасенкова, 2000, с. 265, 279, 281).
Решением исполкома Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 церковь Антипия поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В 1999 году храм был возвращен Церкви и первоначально приписан к храму Николы во Владычной слободе. В 2008 году начались работы по его реставрации, прерванные отсутствием финансирования. В 2014 году создан самостоятельный приход Антипиевской церкви. В храме проводятся молебны.
E-mail: palomnik_vologda@mail.ru
Сайт: http://anper-vol.cerkov.ru
Группа ВК: http://vk.com/club78913631